ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
В  Общенациональном плане действий по спасению экономики строительство и ЖКХ спасают вяло
17.07.2020

В Общенациональном плане действий по спасению экономики строительство и ЖКХ спасают вяло

Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству обнародовал заключение в отношении проекта Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

Как пишут авторы документа, наконец-то предложены те самые ключевые инициативы, с которыми уже два года пробивались к высшему руководству бизнес, профессиональное и научное сообщество, объединившись в экспертные советы, ассоциации предпринимателей по видам деятельности и секторам формируемого в условиях санкций рынка услуг, видов работ, товаров и продукции, технологий и промышленных производств.

Еще до начала пандемии все признанные эксперты в один голос указывали на то, что мы вовлечены в мировой затяжной кризис противостояния и борьбы за лидерство определенных экономико-политических формаций. Сегодня этот кризис, с таким наукоемким названием "кризис падения эффективности капитала", особо проявился в условиях пандемии. Поэтому уже сегодня требуются определенные структурные на долгосрочную перспективу изменения в экономике страны, в системе государственного регулирования правоотношений субъектов экономической деятельности. Извлекать преимущества из устаревшей производственной базы и накопленного богатства не получится.

Для реализации Общенационального плана, создания условий, гарантирующих одновременное выполнение национальных проектов и ключевых инициатив, особое, базовое значение имеет инициатива «Новый ритм строительства»: ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства и ее раздел "Общесистемные меры поддержки строительной отрасли". 

 

Необходимость комплексных системных преобразований в строительной отрасли, как базовой составляющей сферы градостроительной деятельности согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, продиктована, прежде всего, проблемами долевого жилищного строительства.

 При этом требуется подчеркнуть, что градостроительство является глубоко научным и высоко профессиональным сектором национальной экономики, работает на будущее, затрагивает сферы регулирования правоотношений во многих смежных отраслях и определяет  уровень развитости условий создаваемой среды жизнедеятельности наших граждан для восстановления их благосостояния, трудовой занятости и роста платежеспособного спроса на все виды услуг, включая комфортное жилье и развитую инфраструктуру, высокотехнологичные сервисы.

Необходимо подчеркнуть, что в ряде мер, направленных на регулирование вопросов градостроительной подготовки строительства, предпринята очередная попытка демонтажа системы государственного планирования развития, обеспечивающей баланс использования земель и комплексное обустройство территорий.

Исключительный приоритет интересов строительной деятельности на рынке недвижимости, отказ от общественного обсуждения градостроительных изменений и свертывание модели социально-ориентированного подхода городского планирования приведет к нарастанию в обществе напряженности, связанной с тревогой за состояние качества среды жизнедеятельности, архитектурного облика городских территорий, исторических кварталов, что безусловно будет спекулятивно использовано активистами деструктивно настроенных организаций.

Как следствие – формирование негативного образа государственной власти, отказ от социальных ценностей в государственной политике.

****

Дальнейший анализ Общенационального плана в части строительства и ЖКХ показывает следующее.

В пункте 1 раздела "Проектирование, экспертиза, строительство"предлагается для объектов, находящихся на территории двух и более субъектов, отказаться от Главгосэкспертизы и выбрать одну из региональных экспертиз, что не очень коррелируется, как с балансом интересов, так и с разрешительной практикой (надзор, ввод в эксплуатацию и так далее). Кроме того, представляется, что эта проблема крайне мало актуальна. В основном такие объекты относятся к сфере компетенций ГГЭ по основанию опасности и технической сложности, а также источникам финансирования.

Пункт 1 раздела "Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство" предлагает создание «вертикали органов государственного строительного надзора и государственной экспертизы проектной документации».  При сохранении региональных полномочий требуется конкретизация и указания критериев, раскрывающих смысл и содержание предлагаемой меры. Необходимо понимать, чем это поможет экономике отрасли.

Пункт 7  этого же раздела нацелен на упразднение обязательности большинства требований в техническом регулировании. Это не только поставит серьезные вопросы по проведению экспертиз и надзору (исчезнут механизмы контроля).Эта мера, по факту, абсолютная формальность. Так, например, принятие решения о том, что формула расчета несущей способности балки является необязательной, совершенно не значит, что она перестанет действовать. Однако риски дальнейшей деградации проектной деятельности предлагаемая новация создаст огромные.

Вывод: В предложенной редакции рассмотренные выше меры носят абстрактный характер, не отражают сути предполагаемых изменений, что допускает различные толкования их последующей реализации ответственными исполнителями и, как следствие, вырожденность контроля реализации таких мер. Возможно, надо исключить указанные меры или уточнить их содержание и ответственных исполнителей, а также сроки окончания реализации этих мер с учетом требуемого времени для внесения изменений в законодательство (при необходимости!) и другие нормативные правовые акты.

По теме ипотечного кредитования. В проекте документа благодаря мерам, предусмотренным в 2020 году, планируется обеспечить восстановление платежеспособного спроса населения к концу 2021 года. Однако падение выдачи ипотеки на 40% за последний месяц явно иллюстрирует тот факт, что даже снижение ставки до 6,5% (ежемесячный платеж при этом снизится лишь на 20-25%) не станет достаточной мерой для стабилизации спроса и выделенные в значительном объеме финансы пролежат в банковской системе.

Здесь важным аспектом должна стать поддержка спроса на строительную продукцию, например, в виде программы строительства жилья субсидируемого найма для 2,5 млн стоящих в очереди граждан на основе концессионного механизма. Такой проект, загрузив подрядные мощности строителей в жилищной сфере, позволил бы более эффективно использовать средства бюджета, создать за счет них существенно более дорогой актив и решив параллельно значимую социальную проблему.

Отсутствует развернутый пакет поддержки организаций ЖКХ, оказавшихся в крайне сложной ситуации кассового разрыва, подготовки к зиме и уголовной ответственности за неплатежи ресурсным организациям. И это при том, что сектор ЖКХ одна из критически важных и социально острых зон государственного регулирования, способная создать огромные риски социального и технологического характера.

Полностью документ доступен по ссылке:/files/ck/1594984563_1607_Zaklyuchenie_na_proekt_Plana_2020-tekst.docx

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо