ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Незавершенное строительство: <br />
5 триллионов рублей – <br />
в руины и на ветер
16.11.2020
Горячая тема

Незавершенное строительство:
5 триллионов рублей –
в руины и на ветер

В России почти 63 тысячи незавершенных объектов, в которые вложены триллионы бюджетных средств

26 октября состоялась конференция на тему: «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов». Как выяснилось, в некоторых регионах объекты строятся по 20-30, а то и по 40 лет – и таких много.

 

Мероприятие было организовано Счетной палатой РФ, которая провела анализ объектов незавершенного строительства и выявила, что ряд из них управляются крайне плохо, а попросту говоря, брошены.  В целом появление таких объектов – это следствие неэффективного расходования средств и нарушения в ходе их строительства, что в свою очередь связано с непродуманным планированием. А ведь среди этих объектов и школы, и университетские кампусы, поликлиники, больницы, дороги, объекты коммунальной инфраструктуры и т. д. И они есть практически в каждом регионе.

Так, по данным аудитора Счетной палаты РФ Светланы Орловой, общий объем незавершенного строительства оценивается в 5,3 трлн руб., а это почти 63 тыс. объектов. Из них в 2019 г. брошенных объектов было 4,3 тыс., объем финансирования которых составил 248,3 млрд руб. Количество долгостроев по регионам в прошлом году – 3,4 тыс. объектов на 875,6 млрд руб. При этом только 10 из 85 регионов сделали анализ своих долгостроев.

Показательно и то, что число долгостроев увеличивается, а количество брошенных объектов практически не уменьшается. Очевидно, что в стране должно появиться «головное ведомство», которое возьмет на себя присвоение идентификационных номеров объектам, определит порядок и критерии их достройки или сноса. На эту роль сейчас претендуют Минфин, Минэкономразвития, Минстрой и Федеральное казначейство. Тема незавершенки крайне сложная, поскольку многие объекты не имеют срока давности. Есть даже объект, строящийся с 1946 года! Поэтому работа с долгостроями должна быть качественная и системная, а не перекладывание обязанностей с одного ведомства на другое.

По мнению главы Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, для борьбы с незавершенным строительством требуется разработать отдельный законопроект, который ликвидирует огромное количество пробелов. Так, например, понятие «незавершенное строительство» у каждого свое, а порядок госрегистрации таких объектов не определен, как и механизмы решения земельных вопросов, из-за которых возникает множество проблем. Во многих регионах землей распоряжались муниципалитеты, из-за чего до последнего было неизвестно, удастся ли ее получить и в дальнейшем ввести объект в эксплуатацию.

 

Что касается в целом объектов незавершенного строительства, то, по заявлению главы Минстроя России Владимира Якушева, нужно обязательно различать федеральные и региональные объекты, чтобы в процессе их оцифровки сразу определять, что с ними делать. А вот обязанности все-таки стоит разделить на две части: все финансовые и бухгалтерские вопросы отдать  Минфину и Минэкономразвития, а над физическим состоянием объектов будет работать Минстрой. Втроем эти ведомства смогут решить, лучше достроить этот объект или снести. Если он много лет стоял и пришел в негодность, то, скорее всего, достраивать его будет дороже, чем снести и построить новый, тем более что технологии строительства давно ушли вперед. Поэтому, к примеру, уже нет смысла заканчивать строительство станции обезжелезивания в Хабаровском крае, которое ведется 24 года – вода просто не будет соответствовать нынешнему стандарту качества. В результате должен появиться полный цикл с совершенно другим подходом к объектам – проектно-сметная документация, оценка и выделение средств с обязательным условием полного объема финансирования.

Интересно, что есть разные причины появления такого большого количества долгостроев. Например, когда-то субъекты разными путями пытались попасть в ФАИП, чтобы получить хоть какие-то деньги для начала строительства необходимых объектов, а при формировании федерального бюджета на следующие годы про этот пункт забывали и деньги не выделяли. Или в кризисы сокращались инвестиционные программы, и в последующие годы объекты уже не получали нужное финансирование. Иногда некачественно подготавливалась проектно-сметная документация, а после ее корректировки возрастала стоимость строительства. Или банкротился подрядчик, после чего стройка затягивалась, и опять же требовалось дофинансирование. Конечно, объекты разные, и цикл их строительства отличается. Но, по мнению министра, как правило, даже самый сложный объект можно построить за 3 года, а обычные - максимум за 2.

При этом, по мнению заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова, переход на полное финансирование строительства позволит не допустить появления новых незавершенных объектов. А если финансирование объекта приостанавливается, то оно в полном объеме должно быть восстановлено в последующие годы с индексацией, т.к. ее отсутствие порождает новый незавершенный объект. И это очевидные вещи, которые почему-то пока только обсуждаются. Поэтому предлагается внедрить единый мониторинг за инвестиционными расходами - документ о финансировании полного цикла уже внесен в Правительство.

Но есть и другой момент – до конца не проработан механизм, как списать недостроенные объекты. При этом основания для списания не могут быть приняты каким-то одним ведомством, должна быть создана межведомственная комиссия. Сергей Назаров рассказал и о ФАИПах, в рамках которых брошенными числятся 60 объектов. По его мнению, при включении в ФАИП объекты должны быть жестко регламентированы финансированием полным циклом – от начала проектирования до ввода объекта. Причем в новые ФАИПы не должны попадать те объекты, которые в дальнейшем станут долгостроями, поэтому сначала нужно ввести в строй те, на которые уже понесены затраты. Тогда в прошлое уйдет ситуация, когда земля отдана под объект, а он 20 лет не достраивается.

В 2020 году была проведена большая работа с контрольно-счетными органами всех регионов, благодаря чему теперь можно посмотреть, где и какие есть объекты, кто их ведет, федеральные они или региональные, сколько лет строятся  - и так по каждому региону. При этом, по словам заместителя руководителя Федерального казначейства Антона Дубовика, в данный момент разногласия в показателях минимизированы, а объекты незавершенного строительства практически в полном объеме проинвентаризированы. И конечно есть те, которые однозначно не будут реанимированы никогда.

Однако нужно не только разбираться с исторически сложившимися долгостроями, но и с вновь возникающими, а для этого нужен мониторинг текущего состояния всех строящихся объектов. И полная информация будет доступна уже со следующего года. А, по данным Светланы Орловой, уже готово выйти в свет постановление Правительства о том, какие объекты спишут, а какие возьмут на баланс.

 

Кто так строит?!

Примечательно, что уже разработан пилотный проект, который реализуется на территории Дагестана – он так и называется «Незавершенное строительство в Республике Дагестан». Так, по данным врио главы республики Сергея Меликова, на 1 января 2020 г. в республике числилось 1354 объекта незавершенного строительства на сумму 41,4 млрд руб., накопленных в течение десятков лет. Сегодня инвентаризация объектов проведена в полном объеме – это 861 объект республиканского уровня и 493 – муниципального.

В ходе работы по некоторым объектам были выявлены несоответствия имеющейся документации, в том числе по объемам выполненных работ и фактически произведенным расходам. А длительные сроки приостановки строительства и непроведенная соответствующим образом консервация объектов привела к их физическому износу. Поэтому для принятия решения об экономической целесообразности их завершения было проведено инструментальное обследование и строительно-техническая экспертиза объектов-долгостроев.

Так, из 1354 объектов 618 завершены строительством, но на них не оформлены правоустанавливающие документы. 143 – это не существующие объекты, а только проектно-сметная документация, из которой может быть применено 50 проектов, а остальные неактуальны. По ним будет принято решение о списании. По 214 объектам в текущем году предусмотрено финансирование и строительство ведется. Было решено возобновить финансирование 109 незавершенных объектов, по 306 есть целесообразность их завершения. Причем сложность в принятии решения по возобновлению строительства ряда объектов связана с изменением санитарных и строительных норм – по 73 будет уточняться их текущее состояние и актуальность для развития республики.

При этом Дагестан просит о софинансировании из федерального бюджета завершения строительства 10 объектов в регионе, возведение которых было запланировано и финансировалось по прекратившим существование ФЦП «Юг России» и «Жилище». Остаточная стоимость строительства оценивается в 7,2 млрд руб. Причем вся документация по объектам требует актуализации.

Но, как заявила Светлана Орлова, хоть федеральные целевые программы и завершены, отвечать по этим объектам должен тот, кто был по ним ответственным. Тогда и другим ведомствам в дальнейшем неповадно будет. А для реализации пилотного проекта нужна поддержка и комплексный подход не только от федеральных, но и республиканских властей.

Вообще, по словам аудитора, если незавершенное строительство растет, значит, существует неправильный подход к управлению в регионе. И Счетная палата хотела бы сделать для таких объектов маркер качества управления государственной системы всех уровней, показывающий существующую систему управления.

 

Корень всех бед – 44-ФЗ

По мнению вице-президента Центра стратегических разработок, руководителя направления «Пространственное развитие» Натальи Труновой, к этой проблеме нужно подходить еще более комплексно. И корень всех бед здесь – попытка сэкономить на каждом этапе, начиная с задумки объекта. Потому что в госзаказе «правит бал» хорошо известный закон 44-ФЗ, ставящий главным критерием самую низкую стоимость, которую предлагает подрядчик. Поэтому пока у Главгосэкспертизы на первом месте будет сокращение сметы строительства вместо качества и эффективности эксплуатации объекта – ничего хорошего не выйдет.

Также нужно повышать качество планирования и уходить от волюнтаристских решений. Не секрет, что на региональном уровне зачастую принимаются решения, которые в принципе противоречат документам стратегического и территориального планирования. Просто потому что «хочу». А технические задания, особенно на крайне сложные объекты, очень часто пишутся абы как, никто не просчитывает финансовое и экономическое обоснование и не формирует эскизную стадию. В результате совершаются катастрофические ошибки.

Нужна реформа ценообразования, расценки безумно устарели. И требуется контроль за выполнением строительных работ. А чтобы регионы и муниципалитеты могли работать со своими объектами незавершенного строительства, необходимо принять простые ведомственные нормативные акты.

Есть также проблемы со сносом и с изменением назначения недостроенного объекта – сегодня нужно обязательно достроить именно то, что планировалось – садик, значит садик, его нельзя достроить в другом качестве, даже если сам садик уже здесь не нужен.

Другая проблема – инвестиционные объекты, когда земельные участки государственные, а объекты уже частные, и уже стали долгостроями. В этом случае у муниципалитета два  варианта действий: либо проводить новые торги через суд, если муниципалитет не упустил момент, когда истекает договор аренды, а инвестор точно не собирается достраивать этот объект. Второй вариант – признать, что задержки происходили по вине органа исполнительной власти, и тогда один раз можно продлить договор.

И, наконец, вопрос, что делать с частными объектами, стоящими по 5-10 лет? Вариантов опять же два: либо повышать налоги на землю и тем самым подстегивать собственника скорее завершить объект, либо дать право муниципалитетам изымать такие объекты, если они не строятся, например, больше пяти лет. Такие объекты не должны портить облик городов.

В заключение Светлана Орлова сообщила, что вице-премьер Марат Хуснуллин проведет общее совещание с отчетами всех профильных министерств по решению проблемы с долгостроями, где каждое ведомство расскажет о проделанной за год работе. Правительство должно принять решение по этому вопросу, ведь это не только эффективность управления, но и сэкономленные бюджетные деньги. А если эти объекты заработают качественно и эффективно, то можно рассчитывать и на экономический рост.

Уже сформирована дорожная карта по проблеме сокращения числа объектов незавершенного строительства, а министерства разрабатывают нормативные акты и свои предложения. Так что есть шанс, что долгострои по всей стране, наконец, начнут сокращаться, а руины – сноситься для новых строек.

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо